Previous Entry Share Next Entry
О ЖИВОЙ И МЕРТВОЙ ФОТОГРАФИИ
photokiselev

Почти детективный курс метафизической фотографии

                  Наверное некоторые из вас, особенно те, кто давно занимается фотографией или много ее смотрит, замечали, что фотография бывает как бы живая, и как бы – мёртвая. Причем, на мой взгляд, это никак не зависит от того,  заложена в ней какая–нибудь глубокая идея или смысл и она технически совершенна, или это простенький незамысловатый портрет,  натюрморт или пейзаж, снятый мыльницей. Я попробую изложить свои мысли на этот счет, поскольку творчеством занимаюсь всю жизнь, вопрос для меня этот – больной, даже школу ради этого сделал в 2004 году. Попробовал себя и в живописи, и графике, и вот уже лет 30 фотографирую, экспериментирую, осмысливаю и перевариваю фотографию. Причем сразу с двух сторон – профессиональной коммерческой, и творческой – для души. Вот это -  «душа», заметьте, пройдет путеводной нитью через весь рассказ.
                   Я довольно долго не мог понять, чем так сильно и долго меня держит фотография, почему и сам съёмочный процесс и результат в виде фотоизображений временами просто затягивают и завораживают, а иногда напоминают пустую скорлупу. Постепенно, прислушиваясь к себе и читая между строк у любимых фотографов (Сара Мун, Паоло Роверси, Йозеф Судек, Куделка, Картье Брессон и др.) пришел к мысли, что фотография удивительным и необъяснимым образом фиксирует и передает энергетику людей, состояний, событий. Причем независимо от того, понимает это или нет фотограф. Он может выступать в этих тонких процессах, в зависимости от его настроения,  состояния, духовного развития как проводник, разрушитель и усилитель. И, похоже, это удивительное свойство фотографии чувствительные люди подметили сразу после изобретения фотографии: именно используя фотографии ухитряются лечить, вызывать болезни, предсказывать судьбу, искать людей. А некоторые народы уверены, что фотография крадёт душу.
                  Так вот исходя из того, удаётся ли какую-нибудь  энергетику донести до зрителей с помощью фотографии, ее условно можно разделить на «живую», которая воздействует на зрителя на тонких планах (и временами – разрушительно), и «мертвую», которая не несет ничего, или почти ничего. Как красивенький фантик.
                  Пожалуй, мне  проще рассказать, как получается мертвая фотография. Хотя бы потому, что ее сейчас как никогда много – слишком простым и массовым стал фотографический процесс. И на каком этапе ее создания ваша фотка приказала долго жить – иногда даже сложно понять, так этих этапов много. Само –собой и сам этим грешу, и только руками развожу потом – а ведь была же живая!)
                  Коротко перечислю этапы, на которых фотография частенько умирает. А потом, подробнее, о каждом.

- придумывание идеи и поиск смысла  будущей фотографии.
Часто после этого этапа можно и не продолжать, будущая фотография уже мертва. Такой почти беззатратный метод)))
-выбор места, времени и оценка своего настроения и состояния для съёмки ;
- выбор модели/моделей (если снимаете сюжет с людьми). Из очень сложных этапов;
- выбор съёмочной техники. Как не парадоксально, некоторые фотографии, снятые мыльницей или телефоном, бывают живее, чем при использовании дорогущей карданной камеры.
- выбор оптики. Это особая песня). Совершенная современная оптика – совершенный и изощренный убийца изображений, наверное поэтому она так дорого стоит;
- выбор освещения и осветительных приборов. Несмотря на то, что фотография это светопись , о роли освещения и осветительных устройствах и схемах для  превращения фотографии из живой в мёртвую явно придеться написать целую драматическую главу;
-съёмочный процесс. Способы психологического и энергетического разрушения будущей фотографии на примерах и вредных советах;
- постсъёмочная обработка изображения – очень удобный этап умерщвления живой фотографии, если не успели это сделать на предыдущих этапах;
- ну и последняя простая, но приятная мелочь на этом сложном и длинном пути:  название, объяснение и комментарии под готовой, но может быть еще достаточно живой фотографией. Если коротко, вы слышали: «объяснить анекдот – значит его убить»? С живой фотографией часто та же фигня(
 (продолжение следует)

IMG_4599-1NP2sm


  • 1
Как ёмко подмечено!
К этому имхо можно ещё добавить целые "мёртвые" направления в фото - гламур и фэшн. Т.е. образец того, как не надо снимать любителям "живой" фотографии.

не читал.- фотка супер!

Про мыльницу и телефон точно подмечено :) Я сам это, хоть и осознааю свой громадный пробел фототехнических знаний, когда-то доказывал то же одному фото-педанту, который меня критиковал, но чьи фто меня совсем не вдохновляли...

Сам же я, обладая Никоном Д90, в толпе людей больше хожу и фоткаю мобильником, поскольку это дает больше возможностей. Хоть техническое качество порой просто ужасает, приходится убеждать себя в том, что было бы хуже, если бы снимка совсем не было...

Отдельные комплименты Мастеру! Слежу за Вашим творчеством и восхищаюсь :)

Очень интересно. Думал об этом, но закономерностей не выводил. Интересно было бы узнать ваши мысли.

Всецело поддерживаю.

Согласен.
Фотка - офигенная!

Да, часто воображаемая картинка как фантом легка , а когда начинается процесс осуществления( уже даже на мысленном уровне подбирая место, моделй, свет и проч.) она как бетон!
Но думаю можно все и всех обмануть!))))
Все подготовить , а потом отпустить и позволить преподнести себе сюрприз…



Как в душу заглянули. Всегда занимал вопрос: ну почему нельзя предсказать появление живой фотографии?
Бывает случайно снятый портрет человека, в толпе, на мероприятии, не важно, живее всего того что снимал прежде. И потом можно сколь угодно долго повторять то, что делал в прошлый раз, а снимок будет уже не живой.

Толково разъяснили. Не могу не согласиться.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account